29 февраля 2016 г.

Кто такой специалист по планированию?

«Я не перестану говорить, что если то, о чем вы говорите, вы можете выразить цифрами, значит, у вас действительно есть знание об этом; но если же вы не можете представить это в цифрах, то ваше знание скудно и совершенно неудовлетворительно…и вы едва ли, даже в мыслях, приблизились к настоящему научному знанию» — Уильям Томпсон, лорд Кельвин.

Начну этот пост издалека:
Карта оценки знаний и компетенции
Данная модель была разработана в  Университете штата Айова Рексом Миером в  2009 г.,
Как источник использован  The Guild of Project Controls Body of Knowledge (GPCBoK)
Цифровая ось отображает навыки приобретаемые в  процессе познания (The Cognitive Process Dimension), т.е. способность работника обрабатывать ту или иную информацию а именно: 1 - помнить, 2- понимать, 3-применять, 4-анализировать, 5- оценивать, 6- создавать.
Буквенная ось отражает уровни компетенции (или знаний)  - А - факт, В - концепция, С - процедура,   D - метакогнитив или критическое мышление, т.е способность мыслить за рамками процедур и концепций.
Глядя на эту карту определяется уровень того или иного работника, например для начального уровня (Foundation, желтый цвет на схеме) работник должен демонстрировать следующие способности: 1 - помнить и 2 -понимать следующую информацию A - фактическую,  B - концептуальную, C - процедурную. Другими словами, у работника должно быть  достаточно знаний и понимания терминологии, концепций и процедур, необходимых для выполнения задач начального уровня как ассистента или помощника Инженера по планированию, еще их называют младший инженер по планированию (согласно классификации по GPCBoK)
Профессиональный уровень (Proficent, зеленый цвет) имеет более сложную структуру, на этом уровне специалист должен понимать и уметь использовать что-то совершенно новое (1, 2, 3, D), должен уметь анализировать фактическое выполнение, концепции и процедуры (4, A, B, C), уметь оценивать принятые решения и концепции (5, B, A), должен уметь создавать продукт (6, A). Т.к. мы здесь говорим о графике работ, то логично, что создавать самостоятельно он должен уметь именно график. Другими словами на этом уровне работник компетентен и способен применить свои знания, навыки и способность к критическому мышлению для решения ежедневных фактических, процедурных и концептуальных проблем самостоятельно. Данный уровень соответствует должности Инженера по планированию.
Продвинутый уровень (Advanced, оранжевый цвет) и экспертный уровень (Expert, красный цвет). Разница между продвинутым и экспертным в том, что эксперт имеет опыт менеджера не менее 2-х лет тогда как "продвинутый" работник его не имеет. Другими словами оба эти уровня предполагают, что работник способен применять навыки критического мышления, анализировать, оценивать и создавать новые фактические, концептуальные и процедурные инструменты самостоятельно, т.е. полностью быть во главе процесса планирования. В отличие от "продвинутого" уровня, экспертный уровень предполагает ответственность за деятельность подчиненных. Эти уровни соответствуют должностям - Старший инженер по планированию и Менеджер по планированию.

Сейчас я объясню почему я начала с этого
В нашей действительности имеет место недопонимание этого момента даже владельцами строительного бизнеса, я не говорю уже о простых исполнителях. Так же густо и часто в украинских предприятиях сталкиваешься с нежеланием участников процесса выходить из зоны комфорта и учиться чему-то новому. А порой доходит до смешного, руководители вроде и хотят и могут, а не знают и не понимают что и как.
Приведу один пример из моей практики. Несколько лет назад я работала на одну международную компанию, субподрядчиком была крупная украинская компания, выполнявшая достаточно большой объем работ по монтажу оборудования. В договоре был прописан пункт о необходимости составления, обновления и передачи графика выполнения работ. Руководство субподрядчика с готовностью согласилось, т.к. очевидно с таким требованием они сталкивались впервые, ну и понятное дело не имели подготовленного человека т.е. планировщика, они послали на курсы изучать Primavera (кто не знает это программа по планированию) кого бы вы думали, переводчика. Ну какие это были графики, можно дальше не описывать. Возникает вопрос - ребята, а вы архитектором возьмете человека который окончил курсы Автокада и не имеет инженерного образования? Смешно звучит, правда?
  Есть еще одна проблема - квалифицированных инженеров по планированию в Украине крайне мало. Т.е. будущих планировщиков обучать практически некому.  Специалист по планированию - это высококвалифицированный специалист, не зря же международные компании предъявляют очень высокие требования именно к этой профессии. Фактически специалист по планированию - это правая рука руководителя проекта. Например,  сдать экзамен на получение престижного международного сертификата PSP (Planning&Scheduling Professional - Профессионал по планированию и графикам), выдаваемый AACE (Американская ассоциация инженеров по стоимости) можно только при подтверждении практического опыта в этой области не менее 8 лет (!).
Да, существуют консалтинговые компании, которые обучат Ваших специалистов, установят программное обеспечение, напишут процедуры, но они никогда не смогут сделать так что бы Ваш специалист  перепрыгнул с уровня foundation на уровень advanced, потому что для этого нужен опыт, опыт и опыт. Так же как вчерашний студент не становится сразу ГИПом или ГАПом.
Вот и бегаем по кругу, привлекаем низкоквалифицированных людей, они с работой не справляются, потому что просто не знают как. Графики не работают, руководство не получая никакого результата считает, что это пустая трата времени, планировщика начинают загружать другой работой и все потихоньку умирает.
Несколько лет назад на одном серьезном предприятии руководство решило создать отдел по планированию, т.к. на то время (до кризиса 2008 г.) у них были большие планы по модернизации. Собрали грамотных инженеров, кого из ПТО, кого из цехов, человек 5 как мне помнится, дали им помещение, мебель, компьютеры с MS Project, типа работайте. Через пару месяце я одного из них встретила спросила как у них дела, он ответил, что их опять отправили по цехам, ничего не получилось. Вот так у нас обычно бывает.
Так кто же такой специалист по планированию? В первую очередь это конечно же инженер с профильным образованием, т.е. со строительным. Объясню почему. Если это большой или даже средний проект, детальный график (например 4-го уровня, об уровнях расскажу позже)  может насчитывать от одной до нескольких тысяч задач.  Человек без инженерного образования, во-первых не сможет прописать технологическую цепочку, он вынужден будет все время обращаться за помощью к специалистам (проектировщикам, снабженцам, строителям), а так как это достаточно кропотливая работа, то не у всех найдется время заниматься еще и графиком. Кроме того со стороны отдельных специалистов может быть просто откровенный саботаж. Поэтому наименее затратным будет, если специалист по планированию сам будет в состоянии прописать технологию, а потом только согласовать с другими специалистами и внести корректировки. Ну и конечно же уметь в дальнейшем работать с графиком. Потому что как известно график становится неактуальным сразу после его подписания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий